Вампиры, киндрэт, магия, мистика

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вампиры, киндрэт, магия, мистика » Мистика » ПРИЗРАКИ, ПРИВИДЕНИЯ, ДУХИ


ПРИЗРАКИ, ПРИВИДЕНИЯ, ДУХИ

Сообщений 1 страница 10 из 23

1

ПРИЗРАКИ, ПРИВИДЕНИЯ, ДУХИ

http://ipicture.ru/uploads/080727/4426/xutyb8w7a5.jpg

Сверхъестественное появление умершего человека либо животного или же живого человека или животного на расстоянии, слишком большом для нормального восприятия наблюдателя. Привидения (revenants)- явление необычное и проявляющееся, как правило, не более одного раза. Те привидения, которых видят много раз и чаще всего в одном и том же месте, называются также призраками (ghosts). Вопреки обычным представлениям, в большинстве случаев, когда наблюдались привидения, речь шла о привидениях живых, а не умерших людей. Лишь небольшая часть таких явлений связана с визуальными ощущениями.
В большинстве случаев привидения проявляют свое присутствие другими способами: прикосновениями, глухими шумами или постукиваниями, завываниями, звуками, напоминающими голоса животных, другими странными шумами, а также запахами необъяснимого происхождения. Начиная с конца XIX века, исследователи, работавшие в области психики, парапсихологи и представители других областей науки посвятили много усилий изучению привидений. Была собрана и проанализирована информация по десяткам тысяч случаев. Для объяснения этих явлений выдвигались самые различные теории, и все же до сей поры исследователи имеют весьма мало достоверной информации о привидениях
ПРИЗРАК - 1). Образ кого-чего-н., представляющийся в воображении, видение, то, что мерещится.
2). перен. Вымысел, мираж, нечто кажущееся.
ПРИВИДЕНИЕ - в сказках и мистических представлениях - призрак умершего или воображаемого существа.
Толковый Словарь Ожегова и Шведовой

Термины:
"АГЕНТ" означает того человека или животное, привидение которого удается увидеть
"ПЕРЦИПИЕНТ" относится к тому лицу, которое увидело то или иное привидение

0

2

ТЕОРИЯ

ПРИЗРАК
Haunting

Повторяющееся проявление странного и необъяснимого сенсорного феномена — запахи, звуки, осязаемые ощущения и галлюцинации,
который, как считают, бывает вызван духами, привязанными к определенному месту

Как правило, призрак обитает в доме, где до смерти жил данный человек, или же на месте, где он умер. Появление призраков может быть отмечено в местах, где часто бывал или любил бывать покойный, или же где его настигла насильственная смерть. Случаются "неумышленные" явления призраков, не подлежащие объяснению.

Невозможно дать общую характеристику призрака. Некоторые из них проявляют себя через определенные промежутки времени или же постоянно, иногда на протяжении нескольких дней; порой это длится столетиями. Некоторые призраки можно повстречать только в определенные дни, связанные с "годовщинами". Например, можно было слышать, как дух Кристофера Врена носится вниз-вверх по лестницам Хэмптон корта каждый год в годовщину его смерти, случившейся 26 февраля 1723 года.
Не каждый посещающий места, где, по слухам, водятся призраки, или же проживающий там, может столкнуться с данным феноменом.

Бытует представление, что иногда от призраков можно избавиться с помощью обряда изгнания духов, совершаемого священником, или же прибегнув к помощи людей, обладающих медиумистическим даром, которые, как считается, могут общаться с духами. Некоторые же явления прекращаются сами по себе по неизвестным причинам. Те призраки, которые могут рассматриваться в качестве "психических данностей" или впечатлений, воспринимаемых отдельными личностями, не поддаются экзорцизму. Такие призраки могут быть бесконечным повтором происходивших…

Распространено мнение, что большинство призраков — это привидения или духи умерших.
На самом деле они составляют лишь малую часть описываемых случаев.
Гораздо чаще странные явления бывают в виде:
- звуков: таинственные шаги, шорохи, шепот, звуки голосов животных и завывания, глухие удары, постукивания;
- запахов - главным образом цветов, аромат духов, запах горящей древесины или разлагающегося мяса;
- осязательных ощущений: холодящее покалывание кожи, легкий холодный ветерок и легкое прикосновение,
как будто кто-то касается невидимой рукой.

Некоторые призраки обнаруживают энергию полтергейста — перестановка мебели, остановка часов, внезапные падения стеклянных изделий и зеркал, паранормальные движения предметов.
В местах обитания призраков перципиенты часто испытывают негативные эмоции, в том числе гнев, страх и ненависть. Они также могут чувствовать присутствие злой силы. Другие призраки могут оказаться дружелюбно настроенными или добрыми духами. Некоторые медиумы утверждают, что могут устанавливать контакт с душами умерших, обитающими в домах с привидениями, и способны направить их на путь, ведущий в потусторонний мир.
Некоторые призраки могут представлять собой фантомы животных, таких как любимые собаки, кошки и лошади, которых видят, чувствуют и слышат в их привычных местах.

Призраками могут быть и предметы. Например, в Британии бытует множество историй о черепах-призраках, которые издают неслыханные вопли, когда перебираются со своих мест в дом.

Призраки, связанные с полтергейстом, вызывают значительные физические нарушения:
- летающие и зависающие в воздухе предметы,
- хлопанье дверей,
- нападения на людей,
- стучащие и ударяющие звуки.
Эти нарушения часто производятся живыми людьми, но в некоторых случаях они могут быть сотворены духами.

О том, почему и как происходят явления призраков, мало известно. С конца XIX века исследователи психики и парапсихологи систематически изучали тысячи таких случаев. Выдвигались многочисленные теории, однако все они недостаточно убедительны, чтобы принять ту или другую точку зрения. Фредерик У.Майерс, один из основателей Общества для изучения психических явлений в Лондоне, проводивший большую работу по изучению призраков в конце XIX века, полагал, что в своем большинстве явления призраков фрагментарны и бессмысленны по своему характеру. Они представляют собой частицы и обрывки остаточной энергии, отдаваемой людьми после смерти.
Другие исследователи, опираясь на теорию Майерса, делали предположение, что призрак не следует рассматривать как дух личности, он представляет собой регистрацию энергии, переходящей от личности к перципиенту, обладающему психической восприимчивостью. Психическая восприимчивость может проявляться по-разному в месте, где обитают призраки: один человек воспринимает феномен, а другой - нет.
Элеонора Сиджуик, бывший секретарь Общества для изучения психических явлений, полагала, что призраки - это форма психометрии. Подобно тому, как каждый предмет поглощает и удерживает "вибрации" своего владельца, которые проявляются как впечатления, когда он попадает в руки медиума или телепата, так и дома могут удерживать воспоминания или психические впечатления. Дом может впитывать мысли, действия и эмоции своих бывших жильцов, которые он преподносит в виде призраков психически восприимчивым людям.

Оксфордский философ Гарри X. Прайс и американский парапсихолог Уильям Т. Ролл были в числе тех, кто разрабатывал теорию Сиджуик. Теория Прайса, называемая "отложенной телепатией" ("deferred telepathy") утверждает, что существует некий "психический эфир", представляющий собой мост между разумом и материей и пропитывающий всю материю и пространство. Некоторые мысли и события запечатлеваются в этом эфире и остаются там довольно долго, даже на протяжении ряда лет. Когда происходит трагедия, это порождает соответствующее психическое состояние, и отпечатки его сохраняются. Восприимчивые люди, вступающие в контакт с населенным призраками домом, могут телепатически контактировать с этими мыслями или эмоциями, которые предстают им в виде призраков. "Отложенная телепатия" подвергалась критике за то, что не давала объяснения движениям предметов, что порой происходит в подобных случаях.
Ролл предположил, что все предметы имеют пси-пространство, в котором существуют и из которого выделяются. Восприимчивый человек вступает в контакт и читает запечатленные в доме впечатления из их пси-пространства во время появления призрака. Эта теория, как и теория Прайса, была подвергнута критическому разбору, поскольку доказано, что с призраками сталкивались люди, не имеющие или не обнаруживающие телепатических способностей.

Итальянский парапсихолог Эрнесто Бодзано изучил несколько сотен случаев появления призраков и проанализировал их характерные черты, исходя из разных существующих на этот счет теорий и своих собственных спиритических воззрений. Бодзано привел пять выводов, подтверждающих его мнение, что призраки — это духи умерших людей:
1) призраки могут обитать в местах, где умершие не жили и не умерли;
2) явление призраков сопровождается телекинетическими движениями предметов, что предполагает определенный тип физического воздействия;
3) призраки в большей степени связаны со смертями, чем с другими трагическими случаями или эмоциональными проявлениями;
4) явления призрака имеют прерывистый характер;
5) при совершении таких действий, как экзорцизм или молитва за упокой души, феномен прекращается.

В мире существует множество способов борьбы с призраками. Некоторые из них совсем простые. Например, досаждающих духов выметают метлой. Другие более сложные, например, тщательно разработанные ритуалы экзорцизма. Но принимаемые меры не всегда приносят желаемый результат.

0

3

Типы привидений

http://ipicture.ru/uploads/080727/4426/XnncPIQCXJ.gif

Перед рассмотрением теорий, предлагаемых для объяснения появления привидений, полезно пояснить, как исследователи классифицируют различные типы таких явлений. Те привидения, факт наблюдения которых подтверждается какими-либо обстоятельствами, называются "достоверными" и представляют наибольшую ценность для парапсихологов.
Многие из исследователей, интересы которых лежат в данной области, разработали для себя свою собственную классификацию.
Ниже перечисляются основные категории, рассматриваемые различными обществами исследователей, работавших в области психики.

"Кризисные" привидения
В данном случае речь идет о привидениях, являющихся в момент переживаемого агентом наивысшего кризиса (особенно перед смертью). В большинстве случаев такие привидения появляются перед теми, с кем агента связывают самые тесные эмоциональные узы. Видимо, большая часть "кризисных" привидений имеет своей целью сообщить живым людям, что агент умирает или только что умер. Некоторые из них даже совершают жесты, указывая на свои смертельные раны. "Кризисные" привидения являются как в снах наяву, так и в нормальных снах.

Привидения умерших
В большинстве таких случаев можно говорить о наличии тесных эмоциональных связей между наблюдателем и тем человеком, в чьем облике предстает привидение. Видимо, здесь целью является внесение успокоения в сердца скорбящих или сообщение некоторой информации, касающейся завещания или какого-то незавершенного покойником дела. Скажем, после своей смерти Данте являлся сыну и подталкивал того к поискам потайных мест, где были спрятаны последние песни его "Божественной комедии". Сын ничего не знал об их существовании. Привидения умерших могут появляться даже спустя годы, представая в какие-то кризисные моменты перед любившими их живыми людьми.

Коллективные привидения
Большинство привидений как живых, так, умерших предстает перед перципиентами, когда те находятся в одиночестве. "Коллективными" называются такие привидения, которых наблюдают сразу несколько человек (по крайней мере, больше одного). Такие случае отмечались как среди привидений, "привязанных" к одному месту, так и среди "кризисных" привидений. Примерно треть всех описанных случаев относится именно к категории коллективных привидений. Следует иметь в виду, что в группу перципиентов могут входить и животные, по реакции которых можно утверждать, что они заметили нечто необычное. К примеру, собака может заскулить и спрятаться, а кошка — выгнуть спину дугой.

Взаимные привидения
К данной категории относятся привидения живых людей, причем агент и перципиент как бы видят друг друга. В большинстве случаев подобного рода агент испытывает огромное желание находиться рядом с перципиентом (это желание может быть обусловлено чувством одиночества, тоской, любовью или тревогой). Агент внезапно обнаруживает себя оказавшимся в непосредственной близости от перципиента, который, в свою очередь, наблюдает агента. Взаимные привидения могут быть одновременно и коллективными. Одно из возможных объяснений такого явления заключается в том, что агент может "проецироваться" из состояния, допускающего ощущение отстраненности (см. Уилмотское привидение).

Привидения на смертном одре
Имеется не так уж мало свидетельств о том, что людям, стоящим на пороге смерти, являются ангелоподобные создания, различные религиозные фигуры, светящиеся очертания и образы любимых людей. При этом в некоторых случаях привидения наблюдались также и теми, кто ухаживал за умирающим больным (см. Видения на смертном одре).

Привидения, намекающие на перевоплощение
Сообщалось также о случаях своего рода "вещих снов", когда усопший являлся во сне члену той семьи, в которой умершему человеку суждено родиться и получить, таким образом, свое новое телесное воплощение. Сны такого рода весьма обычны у тлингитов и представителей других племен североамериканских индейцев, обитающих на северо-западе континента, а также у турок, бирманцев и жителей Таиланда. Известно, что иногда в Бирме или Таиланде ребенок обнаруживает какие-то обрывки воспоминаний о своих прежних жизнях и говорит, что помнит, как он посылал своей будущей семье "вещий сон" о предстоящем появлении. Иногда (правда, довольно редко) ребенок может появиться в виде привидения своей будущей матери.

0

4

О ПРИВИДЕНИЯХ
Павел Гелева

Физические проявления имеют целью привлечь наше внимание к чему-либо и убедить нас в присутствии силы, превосходящей человека. Высокие духи не занимаются таким родом проявления; они пользуются для произведения их низшими духами, как мы пользуемся слугами для грубой работы, и все это ради цели, которую мы только что указали. После того как цель эта раз достигнута, материальное проявление прекращается, потому что в нем больше нет необходимости. Один пример даст лучше понять это.

С некоторых пор в комнате одного из наших друзей стали раздаваться различные шумы, ставшие очень утомительными. Когда представился случай спросить дух его отца через пишущего медиума, он узнал, что от него хотели, сделал то, что ему советовали, и с той поры он больше ничего не слышал. Следует отметить, что лица, имеющие более регулярное и легкое средство общения с духами, имеют значительно реже манифестации этого рода, что и понятно. Раз регулярные отношения с ними установлены, то стуки оказываются бесполезны и потому не имеют места. В барабан перестают бить после того, как разбуженные солдаты поднялись.

Самопроизвольные проявления не всегда сводятся к шумам и стукам; иногда они превращаются в настоящий грохот и пертурбации; мебель и различные предметы оказываются опрокинутыми, самые разные вещи выброшенными наружу, двери и окна распахнуты и затворяемы незримыми руками, оконные стекла разбиты, что не может быть списано на счет иллюзии.

Опрокидывание мебели и предметов зачастую очень действенно, но иногда оно имеет лишь видимость действительности. Слышится шум в соседней комнате, звон посуды, которая падает и с шумом разбивается, поленья перекатываются по полу; но стоит лишь войти в комнату — и все оказывается лежащим на своем месте и в полном порядке; затем, однако, когда выйдут, шум и грохот возобновляются.

Проявления этого рода ни редки, ни новы; мало таких местных хроник, кои не содержали бы какую-нибудь историю этого рода. Страх, без сомнения, зачастую преувеличивал факты, каковые принимали тогда катастрофически смехотворные очертания, переходя из уст в уста; предрассудок приходил на помощь, и дома, в коих явления эти происходили, оказывались признаны посещаемыми дьяволом, и отсюда же всевозможные чудесные и странные сказки о привидениях.

С другой стороны, коварство не упустило столь прекрасного случая поэксплуатировать людскую доверчивость, делая это главным образом в интересах личной выгоды. Можно, впрочем, понять, какое впечатление факты этого рода, даже сведенные к реальности, могут произвести на слабые характеры, предрасположенные образованием к предрассудочным идеям. Самое верное средство предупредить неудобства, кои явления эти могут иметь, поскольку нельзя помешать им произвестись, это дать узнать правду о них. Самые простые вещи делаются устрашающими, когда неизвестна их причина. Когда люди близко познакомятся с духами и те, кому они являются, перестанут верить, будто их преследует полчище демонов, они перестанут бояться их.

Явления этого рода часто имеют характер самого настоящего преследования. Мы знаем шестерых сестер, живших вместе и которые в течение многих лет по утрам находили платья свои разбросанными, спрятанными вплоть до чердака и крыши, разорванными и разрезанными на куски, какие бы предосторожности они ни предпринимали, чтобы закрыть одежду свою на ключ. Часто случалось, что люди, уже легшие спать, но еще не заснувшие, видели, как колышутся занавески, как затем с них, лежащих на постели, яростно срывают одеяла и выдергивают из-под них подушки, а сами они оказываются приподняты в воздух на матрацах, а иногда даже и выброшены из постели.

Факты эти более часты, чем полагают: но те, кто являются их жертвами, чаще всего не осмеливаются об этом говорить из страха быть поднятыми на смех. Нам известно о том, что полагали излечить некоторых людей от того, что рассматривалось как галлюцинации, подвергнув их лечению, рассчитанному на сумасшедших, что сделало их действительно помешанными. Медицина не может понять этих вещей, потому что она допускает в причинах лишь матерьяльный элемент, из чего следуют зачастую пагубные недоразумения. История со временем будет рассказывать о некоторых способах лечения, принятых в этом веке, как сегодня рассказывают о некоторых врачеватель-ных способах и приемах средневековья.

Мы вполне допускаем, что некоторые факты являются делом козней и злонамеренности; но если, при всех констатаци-ях, остается признанным, что они не суть дело рук людей, то надо тогда согласиться, что они суть дело рук дьявола, скажут одни, мы же говорим, что — духов; но каких духов, вот в чем вопрос.

Высшие духи, как среди нас люди значительные и серьезные, не развлекаются тем, чтоб поднимать шум. Мы часто вызывали низших духов, чтобы спросить их о побуждениях, каковые заставляют их таким образом нарушать людской покой. Большинство из них не имеет другой цели, кроме как позабавиться; то духи скорее легкомысленные, чем злые, которых забавляет страх, коий они вызывают, и напрасные поиски, каковые предпринимают, чтоб открыть причину суматохи.

Часто они упорствуют в преследовании одного какого-либо лица, которого им нравится раздражать и коего они преследуют из жилища в жилище; в других случаях они привязываются к какому-либо помещению без иного мотива, кроме собственного каприза. Иногда также это и месть, коию они осуществляют, как мы будем иметь возможность показать. В некоторых случаях их намеренье более похвально; они хотят обратить внимание и вступить в отношения, либо для того, чтоб дать полезное предупреждение лицу, к которому они обращаются, либо же для того, чтоб испросить что-то для себя самих.

Мы часто видели, как одни из них просят молитв, другие настойчиво просят выполнить от их имени какое-либо обещание, которое они выполнить не смогли или не успели; иные, наконец, желают в интересах их собственного успокоения исправить какое-либо дурное действие, совершенное ими при жизни. В общем, люди не правы, пугаясь их; их присутствие может быть докучным, но не опасным. Впрочем, можно понять желание, испытываемое людьми, освободиться от них, но только для этого обыкновенно делают как раз противоположное тому, что следовало бы делать.

Если это суть духи забавляющиеся, то чем серьезнее вы принимаете дело, тем больше они упорствуют, как озорные дети, которые докучают тем сильнее, чем больше из-за них теряют терпение, и которые нагоняют страх на трусов. Если б вы приняли мудрое решение самим смеяться над их дурными проделками, то в конце концов им бы их занятие надоело и они б успокоились. Мы знаем кое-кого, кто, вместо того чтоб раздражаться, побуждал их с вызовом сделать ту или иную глупость, доведя их до того, что по прошествии нескольких дней они оставили его в покое и больше не возвращались.

Но, как мы уже сказали, есть среди них и такие, побужденье которых не так легкомысленно. Вот почему всегда полезно знать, чего они, собственно, хотят. Если они о чем-нибудь просят, можно быть уверенным, что они прекратят свои посещения, как только желанье их будет удовлетворено. Самое лучшее средство просветиться на этот счет — это вызвать духа через посредство хорошего пишущего медиума; по его ответам можно будет сразу увидеть, с кем приходится иметь дело, и действовать соответственно; если это несчастный дух, милосердие требует общаться с ним с тем вниманием, коего он заслуживает; если это дурной шутник, то с ним можно не церемониться; если он злонамерен, то нужно молиться Богу, чтоб он сделался лучшим.

Независимо от причины молитва всегда может иметь лишь положительный результат. Но строгая серьезность заклина-тельных формул и экзорцизмов лишь смешит их, и они совершенно не принимают их в расчет. Если вы можете вступить в общение с ними, то не доверяйте шутовским и устрашающим квалификациям, кои они иногда дают себе, чтоб позабавиться над людской доверчивостью.

Эти явления, хотя и исполняемые низшими духами, часто провоцируются духами более высокого порядка с тем, что-бы убедить нас в существовании существ бестелесных и возможностями превосходящих человека. Отголоски этого, даже ужас, который это вызывает, привлекают внимание и в конце концов откроют глаза самым отъявленным скептикам^ Эти последние находят более простым'списать явления эти на счет воображения, что есть объяснение очень удобное, избавляющее еще к тому же от необходимости объяснять что-либо еще; однако, когда предметы оказываются опрокинутыми или брошенными скептику в лицо, потребовалось бы весьма упрямое воображение, чтобы утверждать, будто подобные вещи не происходят, когда они произошли.

Когда обнаружено какое-либо действие, это действие необходимо имеет некую причину; если холодное и спокойное наблюдение доказывает нам, что действие это независимо от всякой человеческой воли и от всякой матерьяльной причины, если к тому же оно обнаруживает очевидные признаки разумности и свободной воли, что является самым характеристическим признаком, то мы оказываемся необходимо вынужденными приписать его некоему оккультному разуму.

Каковы же эти таинственные существа? Это и есть то, что спиритические исследования позволяют нам узнать наименее опровержимым образом чрез средства, кои они дают, чтобы сообщаться с ними. Эти исследования, помимо того, дают нам узнать то, что есть действительного, ложного или преувеличенного в тех явлениях, в коих мы не отдаем себе отчета.

Если происходит некое странное явление: шум, перемещение предметов, даже появление человеческих форм, то первая мысль, которая должна прийти нам в голову, это та, что явление это обязано своим возникновением какой-то совершенно естественной причине, потому что причина эта есть наиболее вероятная; тогда надо изыскивать причину эту с величайшей тщательностью и допустить вмешательство духов лишь при достаточном на то основании; то есть средство не делать себе иллюзий. Тот, например, кто, не имея никого вокруг себя поблизости, полу-чил бы пощечину или удар палкой по спине, видимо, не смог бы усомниться в присутствии некоего разумного существа.

Следует остеречься не только рассказов, кои могут быть, по меньшей мере, приукрашенными преувеличениями, но и собственных впечатлений, и не приписывать оккультного происхождения всему тому, что вам непонятно. Бесконечность очень простых и очень естественных причин может произвести следствия на первый взгляд странные, и было бы истинным предрассудком во всем видеть духов, занятых опрокидыванием мебели, битьем посуды, подстрекательством тысяча и одной домашней ссоры, кои более разумно отнести на счет нашей собственной неловкости.

Объясненье, даваемое движенью инертных тел, естественно относится ко всем самопроизвольным явлениям, кои мы только что рассмотрели. Шумы, хотя они и более сильны, нежели стуки, раздающиеся внутри стола, имеют одну и ту же причину: предметы оказываются брошенными или перемещенными той же силой, какая приподнимает всякий иной предмет. Одно обстоятельство даже приходит здесь в поддержку этой теории.

Можно было бы спросить себя, где находится медиум в подобных случаях. Духи сказали нам, что в подобных обстоятельствах всегда есть кто-то, чья энергия претворяется без его ведома. Самопроизвольные проявления редко происходят в местах действительно уединенных; они почти всегда случаются в обитаемых домах и лишь в силу присутствия некоторых лиц, оказывающих невольно определенное влияние; эти лица являются настоящими медиумами, сами того не сознающими, и коих мы по этой причине называем медиумами природными; они соотносятся с остальными медиумами так же, как природные сомнамбулы с сомнамбулами гипнотическими, и в той же мере достойны внимательного изучения.

Вольное или невольное вмешательство лица, одаренного особой способностью к производству этих явлений, кажется необходимым в большинстве случаев, хотя есть среди них и такие, где дух как бы действует сам; но тогда может оказаться, что он черпает животный флюид где-то в другом месте, а не у присутствующего лица. Это объясняет, почему духи, непрестанно нас окружающие, не производят ежемгновенных пертурбаций. Прежде нужно, чтобы сам дух хотел этого, чтоб у него была цель, побуждение, без этого он не сделает ничего.

Затем нужно, чтоб он нашел точно в том месте, где б он желал проявиться, лицо, способное ему содействовать, а это уже совпаденье, встречающееся довольно редко. Как только такое лицо появится, он появленьем его тут же воспользуется. Но, несмотря на соединенье благоприятных обстоятельств, ему еще может помешать в этом превосходящая его воля, коия не позволила б ему действовать по своему усмотрению. Ему может быть позволено сделать это лишь в определенных пределах и в случае, если б эти проявления были признаны полезными, пусть как средство убеждения либо как испытанье лицу, являющемуся их объектом.

0

5

ДУША
Soul

Понятие "душа" с трудом поддается определению, потому что в разных контекстах оно употреблялось по-разному. В сущности, оно обозначает жизненную силу индивида, в отличие от его физического тела. Иногда проводят тройственное различение — тела, души и духа. В этом случае "дух" обозначает жизненную силу, а душа — ядро человеческой личности. Во всех религиозных традициях, за исключением классического буддизма, душа считается бессмертной, хотя в разные жизненные сроки она может соединяться с разными физическими телами.

Буддийское учение об anatta, или "отсутствии души", говорит о том, что душа является плодом человеческого воображения, откуда следует, что она не способна сохраняться после смерти тела. Перевоплощение является следствием кармы — суммы всех поступков, хороших и дурных, — и не включает в себя передачу сознания или личности от одной жизни к другой.
Согласно христианству и другим ведущим религиям Запада, душа индивида творится Богом в начале каждой новой жизни и вкладывается Им в тело человека. После смерти тела душа не умирает, а продолжает существовать в загробном мире. Христиане верят, что в конечном итоге индивида ждет телесное воскресение.

Племенные культуры, например, культуры аборигенов Америки, Африки или Австралии, имеют более сложные верования о душе. В некоторых обществах существует вера в то, что тело в каждый момент времени является домом более чем для одной души. Согласно некоторым системам верований, души наследуются от каждого из родителей и передаются через представителя соответствующего пола их детям. В других случаях разные души несут ответственность за разные телесные функции — одна может ассоциироваться с дыханием, другая — с разумом, третья — с костями и т.д.
Почти всегда одна из этих душ считается отделимой от тела в продолжение жизни; считается также, что странствия этой души несут ответственность за сны и болезни, тогда как постоянное отделение души имеет результатом смерть. После смерти душа (или дух) может разделяться на две (или более) части, может стать призраком, родовым духом или перевоплощающимся духом, так что противоречие между перевоплощением и жизнью после смерти не признается. Душа (или дух) рассматривается как двойник тела, а иногда отождествляется с тенью человека.

Понятие о душе в спиритуализме представляет собой что-то среднее между соответствующими верованиями религий Запада и анимизмом. Душа рассматривается здесь как отдельная и неделимая, и каждый человек наделяется только одной душой. Душа, однако, отделима от тела и может покидать его, как это бывает во внетелесных восприятиях и в состояниях клинической смерти. Астральное тело рассматривается как "средство выражения" для души, почти как отражение души самой по себе. Подобным образом видения рассматриваются многими людьми как явления астрального тела.

Исходя из посылки о квазифизической природе души и наличии в ней некоей массы, делались попытки взвесить тело в момент смерти в надежде найти подтверждение существования такой души.

Самый знаменитый эксперимент такого рода был проведен в 1907 году Данкэном Макдугалом, который взвесил пятерых пациентов в момент смерти. В двух случаях имела место быстрая потеря веса на половину унции, за которой следовала вторая резкая потеря одной унции. Все это происходило в течение трех минут после смерти. В третьем случае наблюдалась незначительная потеря веса, за которой последовало большое увеличение, а еще через 15 минут — снова некоторое снижение веса. Однако эти результаты с научной точки зрения не убедительны.

0

6

ДУХ
l - GHOST

Считается, что это душа умершего человека

Духи могут быть видимыми, однако лишь незначительное число случаев предполагает воспринимаемые зрением образы. В основном духи дают знать о своем присутствии посредством таинственных звуков, запахов, холодных дуновений и движения предметов.
В архаическом значении слово "дух" означает душу или особую нематериальную субстанцию, независимую от тела человека. После смерти душа отправляется в преисподнюю, или загробный мир, порой на дно озера или по ту сторону океана, на небо или на луну, или на запад, куда заходит солнце.

По-разному представляли себе, что происходит с душой.
Например, меланезийцы убеждены, что душа после смерти разделяется на две части: adaro — дух, воплощающий все дурное, что было в человеке, и aunga — доброе начало. Духи переселяются на соседние острова или в подземный мир. К месту своего обитания они следуют по суше или на корабле смерти. Прибыв туда, они сортируются правителем духов на плохих и хороших, в соответствии с их сущностью. На разных островах существуют разные верования. Но, как правило, adaro в конечном итоге умирает, тогда как aunga ожидает счастливая жизнь. В Меланезии, как и в других анимистических обществах, чтят души умерших. В частности, на Сан-Кристобале почитают adaro. Духи отличаются от figaro — духа, который никогда не имел человеческого обличия.
Так же и представления китайцев включают два, а то и три аспекта души, чем и объясняется то, что умерший может обнаруживать свое присутствие не в одном месте, а в нескольких местах сразу. Имеются лучшая и худшая части души, а помимо того — третья, которая обитает в алтаре предков, где родственники молятся на нее (см. также египетские понятия Ба и Ка).
Фактически во всех культурах в то или иное время бытовали убеждения, что духи умерших могут возвращаться в мир живых людей или в телесной форме ("гуляющий мертвец"), или сенсорной форме. Когда они возвращаются, они могут иметь благожелательные или злые намерения. В культурах, где существует поклонение предкам, возвращение умершего воспринимается как должное, они зачастую считаются пребывающими в том же доме, что и живые.
На Западе душе надлежало отбывать к месту своего вечного пребывания, или к Богу на небеса или к Дьяволу в преисподнюю (или занимать между ними промежуточное положение в чистилище). Вследствие этого возвратившийся покойник воспринимался как нечто противоестественное и пугающее — возможная проделка дьявола. Католицизм допускает, что души, пребывающие в чистилище, могут вернуться в виде призрака, но не в телесной форме.
Духи просят живых молиться за них. В прежние времена протестанты обычно верили, что мертвецы не могут возвращаться, и духи есть дьявольские существа, выдающие себя за умерших людей. Эти представления продолжают существовать и поныне, особенно среди правоверных христиан. В восточноевропейской мифологии существовали вампиры — вернувшиеся мертвецы, которые нападали на живых людей.

Последователи спиритизма верят, что духи — это души умерших, оказавшиеся на земле или потому, что они пребывают в смятенном состоянии, или оттого, что до сих пор не воспринимают себя умершими.
Медиумы верят, что могут общаться с духами и те помогают им проявить себя.
Многочисленные истории о вернувшихся умерших строятся на следующем: дух возвращается, чтобы отомстить своему вероломному убийце, позаботиться о незавершенных делах; передать важную информацию, не сообщенную при жизни; покарать живущих врагов; защитить близких людей или дать совет; вознаградить живых или же просто вторично разыграть свою смерть. В фольклоре считалось, что духи ведут себя как обычные люди — едят, пьют и выглядят вполне нормально. Это и вводит в заблуждение тех, кто сталкивается с ними, пока не обнаруживается истина.

В каждой культуре существуют суеверия относительно духов.
Например, в европейском фольклоре широко распространены следующие поверья: никогда нельзя касаться духа; духи не могут перейти текущую воду (так же как колдуны, вампиры, демоны и другие злобные существа); духи появляются только по ночам; духам присущи специфические запахи. Запахи и есть второй наиболее характерный признак привидения.
Однако неверно, что духи появляются только по ночам, многие появляются и днем. Можно предположить, что видимые глазу туманные формы ночью различить легче или что человек более восприимчив к ясновидению по ночам, когда пребывает в расслабленном состоянии или спит (многие духи являются во снах или пробуждают людей ото сна). Помимо того, подобные условия можно считать благоприятствующими возникновению галлюцинаций. Как рассказывали, во многих случаях духи являлись в сумерках (американский исследователь духов Дейл Качмарек называл подобные истории "спальными эпизодами"). Рассказчики утверждали, что бодрствовали, в то время как они спали или пребывали в состоянии дремоты. Многие духи, о которых сообщали, могли быть просто игрой света и тени. Те же духи, о которых сообщалось в связи с грозами, могли быть вызваны электрическими разрядами в атмосфере. Вопреки народным поверьям, духи чаще встречаются не на кладбищах, а в постройках — домах и зданиях. В Гонконге огромное число духов соотносится со зданиями, которые во время второй мировой войны занимали японцы. Во многих из них проводили допросы, и, как говорят, сотни китайцев были там замучены. Помимо этих зданий, отмеченных японской оккупацией, местами, где чаще всего обитают духи, являются больницы.

По утверждению исследователей явлений психики, подавляющее большинство сообщений о духах, изучавшееся ими, в действительности имеют естественное объяснение. Однако же остается небольшое число случаев — приблизительно около двух процентов, — которым невозможно найти объяснения. Исследователи не могут понять, в чем тут дело. За сто с лишним лет научной работы в этой области они так и не определились окончательно по поводу духов и их природы. Исследователи так и не пришли к единодушному заключению, являются ли духи объективной реальностью или порождением фантазии, имеют ли они разум и индивидуальность, представляют ли они собой психические следы минувших событий. Возможно также предположить, что существуют различные виды духов.
Фредерик У.Т.Майерс, создатель Общества для изучения психических явлений в Лондоне, определял духа как "проявление постоянной персональной энергии или как указание на некую разновидность силы, которая проявляет себя после смерти и которая в каком-то отношении связана с прежде существовавшей личностью". Майерс не считал, что духи обладают сознанием или являются разумными существами. Однако был убежден, что они представляют непроизвольную проекцию сознания, имеющего свой центр где-то в другом месте. Последующие исследователи не согласились с ним, утверждая, что, по крайней мере, некоторые духи могут обладать сознанием.

Во всех обществах существовали способы и ритуалы, определяющие поведение по отношению к причиняющим беспокойство духам. Экзорцизм применялся против духов, приносящих несчастье, болезни и неудачи. В христианстве был официальный религиозный обряд для изгнания нечистой силы, всецело завладевшей человеком, а не просто духов. Тем не менее, духовные лица разных вероисповеданий совершают религиозные действа, чтобы "избавить", "освободить" от духа.

ДУХ
II - SPIRIT

Развоплощенное сущее, сущность или сверхъестественная сила природы

Духи могут представлять также места — например, горы, озера, деревья и особенно священные места.
Духи широко представлены в мировых религиях и фольклоре. Обычно верят, что они существуют в некоей невидимой сфере, которую можно видеть при определенных обстоятельствах. Ее видят также люди, обладающие даром ясновидения. Считается, что духи регулярно вмешиваются в человеческие дела, принося пользу или причиняя вред.
Духи выступают в многочисленных обликах, таких как феи, эльфы, обитатели домов или рабочих мест, чудовища, демоны и ангелы. В анимистических представлениях (Анимизм) духи персонифицируют основные качества, характеристики и элементарные силы, которые узнают, ублажают и которым поклоняются. Истории о духах, их пришествии на землю и взаимодействиях с человеческим родом содержатся в мифах. В разных космологиях духи выстраиваются в иерархические ряды.
Во многих обществах, включая анимистические, родовым духам умерших воздают особые почести и поклонение. Такие духи обычно проживают в жилище, где для них создается специальный алтарь, или дом. Они питаются жертвоприношениями, познаются в ритуале; люди ищут их совета и защиты.

В точном смысле слова дух не есть призрак или дух умершего, хотя различие между этими двумя существами часто очень смутное. Спиритуалисты исповедуют веру в бессмертие души и говорят о духах мертвых, контакт с которыми устанавливается медиумами.
Не является дух и душой, хотя термин "дух" часто используется для описания души. Например, Фредерик У.Г. Майерс, основатель Общества психических исследований, в своей книге "Человеческая личность и ее выживание после смерти тела" (1903) утверждал, что дух есть "та непознанная часть человеческой личности, ...которую мы различаем как действующую до или после смерти".
Аналогично этому медиум Артур Форд определил дух как "не что иное, как поток сознания личности, с которой мы встречаемся в каждом человеческом существе". Именно это, утверждал Форд, и переживает смерть — не как духовное видение, но как "продолговатое пятно". Форд основывал свои взгляды на посланиях св. Павла, который писал о духовном теле. Дух-"хозяин" Форда Флетчер называл дух "восставшим" телом, которое человек принимает после смерти и которое не стареет и не имеет физических изъянов. После смерти дух принимает совершенное зрелое духовное тело: старые делаются молодыми, а молодые — зрелыми. Духовное тело не имеет одежд в земном понимании, но есть покров из света и проекция мысли.

0

7

ЕСТЬ ЛИ ДУХИ?
Изложены основные тезисы Спиритизма,
а в этих словах с особенною выразительностью и яркостью - главнейший из них.
Следует помнить, что Аллан Кардек - это классик Спиритизма,
и его доктрины вошли во все сочинения этого рода

Сомнение относительно существования духов происходит от незнания их истинной натуры. Вообще их представляют существами особыми в творении, необходимость которых не доказана. Многие знают о них только из фантастических сказок, которыми их убаюкивали в детстве, почти так же, как некоторые знают историю из романов.

Не стараясь узнать, не имеют ли сказки эти, если откинуть от них все смешные прибавления, в основании своём истины, люди поражаются только нелепою стороною их, не давая себе труда очистить горькую кожуру, чтобы открыть под нею зерно. Они отбрасывают всё, как делают в отношении религии те, которые, будучи оскорблены некоторыми злоупотреблениями, смешивают всё в общем порицании.

Но какую бы ни составляли себе идею о духах, верование это основано на существовании разумного начала вне материи, она несовместима с совершенным отрицанием этого начала. Итак, мы начнём с существования, переживания индивидуальности души, чему спиритуализм служит теоретическим и догматическим доказательством, а спиритизм - доказательством очевидным. Откинем на время проявления духов и, рассуждая последовательно, посмотрим, к каким результатам приведут нас эти рассуждения.

Как скоро допускают существование души и её индивидуальность после смерти, то необходимо допустить также:
1) что натура её отлична от натуры тела, потому что, раз освободившись от него, она не имеет более его свойств;
2) что она пользуется самосознанием, потому что ей приписывают радость или мучение, иначе она была бы существом бездейственным и тогда для нас было бы всё равно, что и не иметь её. Допустим это и то, что душа после смерти тела должна отправляться куда-нибудь. Что же с нею делается и куда она улетает?

По общепринятому верованию, она идёт на небо или в ад.
Но где же небо и где ад? Прежде говорили, что небо наверху, а ад внизу; но что такое верх и низ во Вселенной с тех пор, как знают шарообразную форму Земли, как знают, что небесные тела движутся, вследствие чего то, что в известную минуту составляло верх, по прошествии двенадцати часов будет низ, и как, наконец, знают о бесконечности пространства, в неизмеримых расстояниях которого тонет взгляд? Правда, что под словом "низ" разумеют также недра Земли. Но чем сделались они с того времени, как геология исследовала их?

Что сделалось также с этими концентрическими сферами, называемыми "небом огня", "небом звёзд", с тех пор как узнали, что Земля не составляет центра миров; что само Солнце наше есть одно из миллионов солнц, которые сияют в пространстве и из которых каждое составляет центр планетных вращений?

В чём заключается теперь важность Земли, теряющейся в этой несметности? По какой несправедливой привилегии эта незаметная песчинка, не отличающаяся ни объёмом, ни положением, ни особенною ролью, будет одна населена существами разумными?
Рассудок отказывается допустить бесполезность бесконечности, и всё говорит нам, что миры эти населены. Если они населены, то они также служат жилищами для душ; но ещё раз, что делается с этими душами, когда в настоящее время астрономия и геология разрушили назначенные для них жилища, и особенно с тех пор, как теория, столь правильная, о многочисленности миров размножила их до бесконечности?

Так как учение о назначении определённого места для душ не может согласоваться с данными науки, то поэтому другое учение, более логичное, назначило им жилищем не место, ограниченное пределами, а всё пространство Вселенной: это целый невидимый мир, среди которого мы живём, который нас окружает, с которым мы находимся в беспрестанном соприкосновении.

Есть ли в этом что-нибудь невозможное, что-нибудь противное здравому рассудку? Нисколько, напротив, всё нам говорит, что иначе и быть не может. Но в таком случае, что же сделается с будущими наказаниями и наградами, если вы отнимете у них назначенные им места? Заметьте, что неверие относительно наказаний и наград происходит вообще от того, что их представляют при недопускаемых условиях.

Но скажите, напротив, что души черпают свои счастье и несчастье в самих себе, что участь их подчинена их нравственному состоянию, что собрание душ симпатичных и добрых есть источник блаженства, что по мере их чистоты оне проникают и провидят то, что недоступно для душ, менее очищенных, - и тогда все поймут это и признают без труда; скажите ещё, что души не иначе достигают высшей степени, как только усиленным старанием улучшить себя и после целого ряда испытаний, которые служат к их очищению; что ангелы суть души, достигшие последней степени, которой могут с доброю волею достигнуть все; что ангелы суть посланники Божии, которым поручено наблюдать за исполнением Его воли во всей Вселенной; что они счастливы этими славными миссиями, - и вы придадите их блаженству цель более полезную и более привлекательную, чем беспрестанное созерцание, которое было бы не что иное, как вечная бесполезность.

Скажите, наконец, что демоны суть не что иное, как души злых, ещё не очистившихся, но которые могут со временем достигнуть совершенства, как и другие, - и это покажется более согласным со справедливостью и благостию Бога, чем учение, проповедующее, что они созданы для зла и навсегда преданы злу. Повторяю снова: вот что рассудок самый строгий, логика самая взыскательная, здравый смысл, наконец, могут допустить.

Эти-то души, населяющие пространство, и суть именно так называемые духи.
Итак, духи суть не что иное, как души людей, освободившиеся от своей телесной оболочки. Если бы духи были существа особенные, то существование их было бы более проблематическое; но если допустить, что есть души, то необходимо допустить, что есть и духи, которые суть не что иное, как души. Если допустить, что души находятся везде, то необходимо допустить, что и духи находятся везде. Нельзя отвергать существование духов, не отвергнув существование душ.

Правда, что это тоже теория, только более разумная, нежели другая, но и то уже много, что теории этой не противоречат ни рассудок, ни наука. Если же она, кроме того, подкрепляется ещё фактами, то, значит, её подтверждают рассуждения и опыт. Эти факты мы находим в спиритических явлениях, которые служат явным доказательством существования и выживания души. Но у многих людей на этом и останавливается их верование. Они допускают существование душ и, следовательно, существование духов, но отвергают возможность сообщаться с ними потому, говорят они, что существа нематерьяльные не могут действовать на материю. Это сомнение основано на незнании натуры духов, о которой вообще составляют себе самую ложную идею, потому что их представляют существами отвлечёнными и неопределёнными, что совершенно несправедливо.

Представим себе духа в его соединении с телом. Дух есть существо главное, потому что он есть существо мыслящее и переживающее. Следовательно, тело есть не что иное, как временная принадлежность духа, оболочка, которую он сбрасывает с себя, когда она изнашивается.

Кроме этой материальной оболочки, дух имеет ещё другую; полуматериальную, соединяющую его с первой. По смерти дух освобождается от первой, но не от второй, которую мы называем периспритом.
Perisprit. По учению спиритов человеческое существо состоит из: 1) вечного начала; 2) астрального тела (перисприта); 3) физического тела. Оба тела не вечны: бессмертно только божественное начало. Физическое тело умирает в несколько лет, а астральное перерождается в несколько тысячелетий. (Асгарта)

Эта полуматериальная оболочка, имеющая человеческую форму, составляет для духа эфирное, воздушное тело, которое хотя и невидимо для нас в своём нормальном состоянии, но не менее того обладает некоторыми свойствами материи. Итак, дух не есть некая отвлечённость, а существо определённое и ограниченное очертаниями, которому недостаёт только быть видимым и осязаемым, чтобы походить на человека.

Почему же не действовать ему на материю? Не потому ли, что его тело эфирно? Но не в числе ли токов самых утончённых, тех даже, которые считаются невесомыми, как, например, электричество, человек нашёл самых могучих деятелей? Разве невесомый свет не производит химического действия на материю весомую? Мы не знаем внутренних свойств перисприта, но предположим, что он составлен из материи электрической, световой или какой-нибудь другой, столь же тонкой, почему же он не может иметь тех же свойств, будучи направляем волею?

Так как существование души и существование Бога, из коих одно есть следствие другого, составляют основание всего здания, то прежде, чем начать спиритическое прение, необходимо удостовериться, признаёт ли возражающий основание это. Если на вопросы: "Верите ли вы в Бога?", "Верите ли, что имеете душу?", "Верите ли, что душа живёт после смерти тела?" он будет отвечать отрицательно, или даже скажет: "Я не знаю; желаю, чтобы оно было так, но не уверен", что весьма часто значит то же, что учтивое отрицание, облечённое в форму менее резкую, дабы избежать столкновения с так называемыми "почтенными предрассудками", то было бы столь же бесполезно итти далее, как доказывать свойства света слепому, не допускающему существования света, потому что спиритические проявления суть не что иное, как действие свойств души. С таким неверующим должно следовать совершенно другому порядку идей, если не желают терять времени.
Если же основание допущено не в виде вероятия, но как вещь доказанная, неопровержимая, тогда существование духов вытекает из него очень естественно.

Остаётся теперь вопрос, может ли дух сообщаться с человеком, то есть может ли он меняться с ним мыслями. Почему же нет?
Что такое человек, как не дух, заключённый в теле? Почему же свободный дух не может сообщаться с пленённым духом, как свободный человек с человеком, закованным в цепи? Как скоро вы допустили выживание души, то последовательно ли будет не допустить выживание душевных расположений? Так как души находятся везде, то не естественно ли думать, что душа того человека, который нас любил при жизни, посещает нас, что она желает сообщаться с нами и что она употребляет для этого средства, которые имеет в своём распоряжении?

Во время жизни своей не действовала ли она на своё тело? Не она ли управляла движениями его? Почему же после смерти своей, с согласия другого духа, связанного с телом, она не может позаимствовать это живое тело, чтобы проявить свою мысль, подобно тому как немой прибегает к помощи говорящего, чтобы его поняли?

Откинем на время явления, которые в глазах наших делают идею эту неопровержимой. Допустив её в виде простого предположения, мы просим, чтобы неверующие доказали нам не простым отрицанием, потому что их личное мнение не составляет ещё закона, а доводами положительными, что этого не может быть.

Мы будем смотреть на предмет с их точки зрения, и так как они желают оценить спиритические явления посредством законов материи, то пусть почерпнут они из этого арсенала какие угодно доказательства математические, физические, химические, механические, физиологические и докажут посредством а + b, начиная всегда с принципа существования и выживания души:

• что существо, думающее в нас во время нашей жизни, не должно более думать после нашей смерти;
• что если оно думает, то не должно более думать о тех, которых любило;
• что если оно думает о тех, кого любило, то не должно желать сообщаться с ними;
• что если оно может быть везде, то не может быть возле нас;
• что если оно бывает около нас, то не может сообщаться с нами;
• что посредством своей эфирной оболочки оно не может действовать на безжизненную материю;
• что если может действовать на безжизненную материю, то не может действовать на существо одушевлённое;
• что если может действовать на существо одушевлённое, то не может управлять его рукою, чтобы заставить её писать;
• что если может заставить его писать, то не может отвечать на его вопросы и передавать ему свою мысль.

Когда противники Спиритизма докажут нам, что этого не может быть доводами столь же ясными, как те, которыми Галилей доказал, что не Солнце вращается около Земли, тогда мы сможем сказать, что их сомнение основательно.
К несчастию, до сего времени все их возражения ограничиваются только следующими словами: "Я не верю, следовательно, это невозможно". Они скажут, без сомнения, что прежде мы должны доказать действительность явлений; мы им это доказываем и фактами, и рассуждениями; ежели они не убеждаются ни тем, ни другим, ежели они отрицают даже то, что видят, то в таком случае им следует доказать нам, что наше рассуждение ложно и что факты невозможны.

0

8

Мир духов
Спиритическое учение о духах

Приемы спиритизма позволяют общаться не только с духами предков. Совершенно аналогичные ритуалы используются для контактов со всеми разновидностями нематериальных существ: с духами, демонами, гениями, лярвами, ангелами-хранителями, инкубами и суккубами и т.д. Даже более того: опытные и знающие спириты убеждены, что некоторые духи могут самовольно являться нам под видом наших предков. Считается, что так поступают низшие духи, которые крайне заинтересованы в общении с людьми. Есть подозрение, что они питаются человеческой энергией. По другой, менее распространенной версии, духи и люди представляют собой два взаимодополняющих мира, которые постоянно стремятся к слиянию, но лишены возможности понимать друг друга. Установив прочный контакт с тем или иным духом, человек получает возможность обитать в обоих мирах одновременно, но и дух получает ту же возможность, и она для него не менее ценна.

Духи живут в особом нематериальном ("астральном" или "эфирном") пространстве, которое располагается параллельно материальному миру и является чем-то вроде его тени или ореола. Все, что существует в нашем мире имеет свою проекцию в мире астральном. Там нет ни времени, ни расстояний (по крайней мере, в их земном понимании), и поэтому духам легко узнать, что происходит за много миль или за много лет от нас. Зато перемещение в условиях материального мира представляет для них значительные трудности. Тонкие вибрации, неощутимые для людей, служат для них неодолимым препятствием: например, круг, нарисованный на полу, способен остановить их, а правильно сказанное слово влечет их с неодолимой силой и заставляет выполнять любые приказания.

Вот краткая суть спиритического ученья в том виде, в каком оно является из наставлений, данных самими духами в ходе спиритических сеансов:

Бог вечен, незыблем, нематериален, един, всемогущ, суверенно справедлив и благ. Он создал Вселенную, включающую в себя все одушевленные и неодушевленные, материальные и нематериальные существа.
Существа материальные составляют мир видимый или телесный, а существа нематериальные образуют мир невидимый или духовный (спиритический),т. е. мир духов. Мир духовный есть мир истинный, изначальный, вечный, всему предшествующий и все переживающий. Мир телесный лишь вторичен; он мог бы перестать существовать или, никогда не существовав, не повредить сущности мира духовного.
Духи временно покрываются тленною материальною оболочкой, разрушенье коей смертью возвращает им свободу. Душа есть воплощенный дух, тело коей всего лишь оболочка.

Среди различных родов телесных существ Бог избрал род человеческий для воплощенья духов, достигших определенной степени развития, это есть то, что дает ему нравственное и умственное превосходство надо всеми другими.
В человеке есть три элемента:
1) тело или материальное существо, подобное животным и оживляемое тем же жизненным началом;
2) душа или нематерьяльное существо, дух, воплощенный в теле
3) перемычка, соединяющая душу и тело, начало-посредник между материей и духом.
Природа человека, таким образом, двойственна: чрез свое тело он участвует в природе .животных, инстинктами коих он обладает; чрез свою душу он участвует в природе духов.

Перемычка, или "перисприт", соединяющая тело и дух, есть своего рода полуматериальная оболочка. Смерть есть разрушенье самой грубой оболочки, дух сохраняет вторую, которая составляет для него эфирное тело, невидимое человеку в нормальном своем состоянии, но которое дух, при определенных условиях, может сделать видимым и даже осязаемым, как это происходит в феномене появлений. Дух, таким образом, совсем не есть какое-то абстрактное, неопределенное существо, которого может постичь одна лишь мысль; это реальное, вполне определенное существо, которое, в некоторых случаях, оценимо посредством зрения, слуха и осязания.

Духи принадлежат к различным классам и не равны ни в силе, ни в уме, ни а знании, ни в нравственности.

Духи первого порядка суть духи высшие отличаются от других через свое совершенство, познания, близость к Богу, чистоту своих чувств и свою любовь к добру - это ангелы или чистые духи. Другие классы все более и более отдаляются от этого совершенства.

Духи низших разрядов склонны к большинству человеческих страстей: ненависти, зависти, ревности, гордыне и т.п.; онм находят удовольствие во зле и замыкаются в нем. В числе них находятся и те, что ни очень хороши, ни очень дурны: они, скорее, бестолковы и шумливы, чем злы, и хитрость с непоследовательностью, видимо, являются их уделом - это домовые или духи-проказники.

Духи не вечно принадлежат к одному и тому же разряду. Все улучшается, проходя через различные степени духовной иерархии. Это улучшение осуществляется через воплощение, коие вменяется одним как искупление, а другим как миссия. Материальная жизнь есть испытание, которому они должны подвергаться многократно, до той поры, пока они не достигнут абсолютного совершенства; это есть своего рода сито или чистилище, из коего они выходят более или менее очищенными.

Покидая тело, душа возвращается в мир духов, из коего она и вышла, чтоб возобновить некое новое материальное существованье после некоторого отрезка времени более или менее долгого, в течение коего она пребывает в состоянии блуждающего духа. Поскольку дух должен пройти чрез многие воплощения, то из этого следует, что все люди имеют много существований более или менее совершенных на этой земле либо же в других мирах.

Воплощенье духов всегда имеет место лишь в роде человеческом; ошибочно мнение, будто душа или дух может воплотиться в теле какого-нибудь животного. Разные телесные существования духа всегда прогрессивны и никогда не ретроградны; но быстрота прогресса зависит от усилий, кои человек прилагает, чтоб достичь совершенства. Качества души суть свойства духа, воплощённого в человеке; таким образом, человек благой есть воплощенье хорошего духа, а порочный человек - воплощенье нечистого духа. Воплощенный дух находится под влияньем материи; человек, преодолевающий это влиянье через возвышенье и очищенье своей души, приближается к хорошим духам, с коими он однажды соединится. Тот же, кто позволяет дурным страстям завладеть собою и помещает все радости свои в удовлетворенье грубых желаний, сближается с духами нечистыми, отдавая предпочтенье животной природе.

Душа обладает индивидуальностью до своего воплощения; она сохраняет ее и после своего отделенья от тела. По своем возвращении в мир духов душа находит там всех тех, кого она знала на земле, и все ее предшествующие существованья вырисовываются в ее памяти вместе с воспоминаньем обо всем добре и обо всем зле, кои она совершила.

Воплощенные духи населяют различные миры вселенной. Невоплощенные, или блуждающие, духи не занимают никакого определенного или ограниченного района; они суть везде, в космическом пространстве и бок о бок с людьми, видя людей и непрестанно соприкасаясь с ними. Духи оказывают на мир нравственный, и даже на мир физический, непрестанное воздействие; они действуют на материю и на мысль и составляют одну из сил природы, действенную причину множества явлений, до сей поры не объясненных или объясненных неудовлетворительно, и кои находят разумное объясненье лишь в спиритизме.

Контакты духов с людьми постоянны. Благие духи побуждают людей к добру, поддерживают в жизненных испытаниях и помогают переносить их со смелостью и покорностью; дурные побуждают людей ко злу: для них наслажденье видеть нас павшими и уподобившимися им. Контакты духов с людьми суть оккультны либо явны. Оккультные контакты имеют место через хорошее или дурное влияние, которое духи оказывают на нас без нашего ведома; и дело ума нашего различать хорошие вдохновенья и дурные. Явные контакты имеют место посредством письма, речи и других материальных проявлений, чаще всего чрез медиумов, кои служат тому орудиями.

Духи проявляются самопроизвольно или после вызывания. Можно вызывать всех духов: как тех, которые одушевляли людей безвестных, так и духов лиц самых знаменитых, какова бы ни была эпоха, в которую они жили; духов наших родителей, друзей наших и врагов и получать от них через письменные или словесные сообщения советы, сведенья об их загробном положении, об их мыслях на наш счет, так же как и откровения, кои им позволено нам передать. Духов влекут их симпатия и нравственный характер круга лиц, их вызывающего. Высшие духи предпочитают собрания серьезные, где господствуют любовь к добру и искреннее желанье просвещения и самоулучшения. Их присутствие удаляет оттуда духов низших, кои, напротив того, находят свободный доступ и могут с полной свободой действовать средь лиц легкомысленных или ведомых одним пустым любопытством и всюду, где встречаются дурные инстинкты. Вместо хороших советов или полезных сведений от них следует ожидать лишь пустяков, лжи, дурных шуток или мистификаций, при этом они зачастую заимствуют имена самые уважаемые, чтоб им было легче ввести в обман.
Различить хороших и дурных духов до крайности легко. Речь высших духов всегда исполнена достоинства, благородства, отмечена печатью самой высокой нравственности и свободна ото всякой низкой страсти; советы их дышат самою чистою мудрости и целью своей всегда имеют наше улучшенье и благо человечества. Речь духов низших, напротив, непоследовательна, бессвязна, часто тривиальна и даже груба; если они иногда и говорят вещи хорошие и правдивые, то гораздо чаще они говорят ложь и нелепицы по злобе своей или невежеству; они забавляются в ущерб тем, кто их расспрашивает, льстя их тщеславию, питая их желания ложными надеждами. В итоге сообщения серьезные, в полном значении слова, происходят лишь в серьезном кругу, члены коего соединены задушевной общностью мыслей, устремленных к добру.

Разумеется, скептики-материалисты относятся ко всему этому, как к сказкам, ведь наука пока не обнаружила никаких более-менее достоверных признаков астрального мира. Более того, при желании, визуализация духов может быть объявлена галлюцинацией, порождением не слишком здорового человеческого воображения... Если смотреть на некромантию и спиритизм с подобной точки зрения, то успехи этих предсказательных искусств выглядят просто фантастическими. Спирит вызывает вымышленных существ из вымышленного пространства - и они сообщают ему точную информацию о вполе конкретных земных делах! Очевидно, здесь мы сталкиваемся с тем же явлением, которое имеет место во всех предсказательных искусствах: устаревшая теория отчасти компрометирует успешную практику. Но в данном случае теория - не пустой звук, поскольку именно она определяет практические приемы и правила работы с духами (кем бы они ни были на самом деле). И тому, кто рискнет заняться спиритизмом и некромантией, остается только одно: поверить в сказку и действовать по ее законам.

0

9

Характеристики привидений

В материалах, приведенных ниже, термин "агент" означает того человека или животное,
привидение которого удается увидеть, а термин "перципиент" относится к тому лицу,
которое увидело то или иное привидение.

Согласно исследованию, посвященному описанию основных особенностей привидений и опубликованному в 1956 году американским социологом и исследователем Хорнеллом Хартом с сотрудниками, не существует сколько-нибудь серьезных различий между привидениями живых существ и умерших. В некоторых случаях привидения кажутся наблюдателям вполне реальными и телесными существами, имеющими довольно четкие очертания и даже (если это фигуры людей) одежду. В других случаях привидения представляются расплывчатыми, прозрачными, излучающими свечение. Иногда для них характерны клочковатость и неопределенность формы. Некоторые очевидцы описывали их даже в виде полосок или пятен света.
Привидения появляются и исчезают совершенно неожиданно. Иногда они медленно тают вдали. Они обладают способностью проходить сквозь стены и различные объекты или же обходить их. Они могут отбрасывать тень и даже отражаться в зеркале. Для некоторых привидений характерен весьма ограниченный набор жестов и движений (подобно марионеткам в кукольном театре), направленных, к примеру, на привлечение внимания перципиента на рану в своем призрачном теле. Другие привидения обладают большей плавностью движений и даже могут разговаривать. Согласно некоторым свидетельствам, появление привидений может сопровождаться звуками, запахами, ощущениями холода или же перемещениями реальных объектов вокруг перципиента.
Иногда наблюдатель пытается притронуться к привидению. В большинстве случаев такие попытки заканчивались тем, что рука перципиента проходила сквозь привидение, но были и свидетельства о том, что пальцы ощущали некую субстанцию, напоминающую легкую одежду.

0

10

Исторические и культурные аспекты верований,
связанных с привидениями

Каждая цивилизация в истории человечества, вне зависимости от того, где и когда она развилась, обязательно имела или имеет свои верования, связанные с привидениями. Такие верования, как правило, входят составной частью в религию, мифы или фольклор. Например, в среде азиатских народов вера в духов предков развита весьма сильно, и существует целый ряд ритуалов для выражения уважения и умиротворения таких духов. Многие верят, что духи усопших постоянно вмешиваются в дела живых, и зачастую именно духов благодарят за удачу и процветание в жизни и проклинают за болезнь или несчастье. Китайцы верят в то, что духи предков могут таить в себе опасность и даже способны на убийство. Подобные верования вообще довольно распространены среди племенных сообществ по всему миру.
Явление духов усопших глазам живых — непременный атрибут ритуалов североамериканских и южноамериканских индейцев. В некоторых племенных сообществах Южной Америки духи умерших считаются хранителями знахарей и шаманов.
Древние евреи, египтяне, греки и римляне верили в то, что души умерших могут возвращаться и регулярно являться взорам живых людей.
Римский ученый Плиний описал случай с греческим философом, поселившимся в доме, где обитало привидение. Однажды оно появилось перед философом, закованное в цепи, и повело грека к месту, где тот, разрыв землю, нашел скелет в цепях (Привидение Афинодора).

В средние века люди верили во всевозможные привидения, среди них преобладали те, кого следовало бояться: демоны, вампиры и разные существа-фантомы — например, дьявольские собаки или бешеные охотники. В более поздние времена средневековья на верованиях, связанных с призраками, уже сказывалось влияние христианской церкви, согласно которой призраки являлись душами, попавшими в чистилище, где им суждено пребывать до тех пор, пока они не искупят свои грехи.
В Европе XVII века призраки умерших играли важную социальную роль, поскольку считались своего рода "советниками живых". Своими появлениями они давали советы женам и детям, помогали раскрывать преступления, служили упреком душеприказчикам, неверно выполнявшим их волю. Некоторые особо настойчивые призраки продолжали свою деятельность и в наше время.
Романтизм XVIII века заметно ослабил веру в призраков среди представителей просвещенных кругов. Однако в XIX веке, когда в моду вошел спиритизм, базирующийся на идее жизни после смерти и возможности установления медиумического контакта с умершими, привидения и призраки вновь стали весьма популярными.
В христианской религии привидения фигур, исполненных какого-то религиозного смысла (ангелов, святых, Девы Марии, Иисуса Христа), несут в себе элемент святости и считаются угодными. Зато все другие привидения, в том числе и духи умерших, рассматриваются как галлюцинации, сотворенные сатаной или его демонами с тем, чтобы сбить людей с праведного пути и ввести их во искушение. Так учит Библия.
В фольклоре привидения — это духи усопших, которые по причине либо прегрешений, либо какой-то трагедии обречены на то, чтобы являться в мир живых. Тут разные культуры имеют свои варианты конкретного воплощения: это может быть корабль-призрак (пожалуй, самым знаменитым является Летучий Голландец), охотник-призрак, путешествующий фантом или фантом, "голосующий" на дорогах. В рамках западной христианской культуры считается, что нужно опасаться всех привидений, за исключением фигур, несущих в себе религиозный смысл.

0


Вы здесь » Вампиры, киндрэт, магия, мистика » Мистика » ПРИЗРАКИ, ПРИВИДЕНИЯ, ДУХИ