Повесть о ненастоящем человеке
© Алексей Д. Садецкий, 2004

http://ipicture.ru/uploads/080723/4426/YH9ySe3unx.gif
"Другой мир"
"Underworld", 2003
Режиссер: Лен Уайзман
В ролях: Кейт Бэкинсейл, Скотт Спидмэн, Шэйн Бролли, Билл Найи, Эрвин Ледер, Софиа Майлз и др.

Почему-то тема вампирских подполий, исподволь объедающих современные города, не вызывает во мне никакого отклика. И волколаки - это, скажем прямо, не самое страшное, что грозит гражданам. "Оборотни в погонах" и ближе, и опаснее. Вот уж с кем гражданин точно не в силах бороться. С ними даже могучее государство борется практически на равных. А вы говорите - вампиры. Ерунда какая.

Хотя в одном Голливуд все-таки прав: "оборотня в погонах", как и вампира без погон, может эффективно победить только что-нибуль родственное. "Блэйд", например. Впрочем, и здесь не все до конца ясно: даже первый фильм, достаточно приличный, брал не столько смыслом, сколько точно рассчитанной стилистикой и очень выразительным негодяйским злодеем. А уже "Блэйд II" отказался от попыток что бы то ни было объяснить или осмыслить и принялся раздражать спецэффектами, которых садистски заставляли сражаться друг с другом в полной безлюдности. И даже не написали в титрах, что ни один спецэффект в ходе съемок не пострадал. А за них, может, зрители переживали. Больше-то не за кого было...

"Другой мир" Лена Уайзмана варился примерно по тому же рецепту, хотя и практически без какой бы то ни было человечины. Умеренно злобные вампиры, неумеренно дикие оборотни, а между ними не слишком-то яркий парень, которого сценарий мотает из одного угла экрана в другой и не дает возможности проявить даже минимальную инициативу. Больше всего удивляет то, что этот парень, по замыслу авторов фильма, является практически главным действующим лицом (хотя лицом он тоже, увы, практически не действует).

Других людей в сюжете не наблюдается вообще. Зато вампиры и оборотни уже давно не воспринимаются публикой как "чужие", а потому разница между так называемой нечистью и так называемыми людьми выглядит, в общем, несущественной. Зритель в равной степени не сопереживает симпатяге-волчаре Люсиену, красотке-кровопийце Селине и рядовому штатскому Майклу, которого все они по очереди кусают и спасают.

Голливуд последовательно и упорно стирает границу между светом и тьмой, гамбургером и помоями, пепси-колой и кока-колой; они становятся условными и запросто перетекают друг в друга. Это легко объясняется социальным заказом: публику нужно постоянно держать в убеждении, что любая какашка - это тоже в чем-то человек. Иногда даже по-своему несчастный. Если публике этого постоянно не напоминать, то политкорректность может, не дай бог, сдать с таким трудом завоеванные позиции, и тогда у приторможенных и дебиловатых политиков не будет никаких шансов обскакать на выборах каких-нибудь левых умников. Это, согласитесь, может сильно осложнить им жизнь, и, следовательно, является негуманным.

Видимо, из-за печальной необходимости считать всех героев в чем-то правыми, Лен Уайзман не смог по-настоящему напрячь сюжет. Если все соперники в чем-то молодцы, то весь тысячелетний сыр-бор между вампирами и оборотнями - чистое недоразумение, а потому и кончиться все должно перемирием. Разве что для острастки, чтобы зритель совсем уж не опух от благорастворения воздухов, придется прибить какого-нибудь наименее приятного персонажа. А остальным следует обеспечить, как и полагается, дружбу народов...

Нет, отрицать не буду - картинка хороша, сюжет динамичен, и даже суровая девушка-вампир в лунном свете выглядит вполне живой и привлекательной при всей своей монструозности. Но, увы, под всей этой высокой модой не слышно стука сердец.

Люди, ау! Впрочем, какие люди могут присниться в этом совершенно другом мире....